Northern and mountain travels

Участники: Трубецкой Алексей, Александров Артем, Карначев Александр

Трек здесь

Вступление

Довольно сложно выбрать место для похода на новогодние каникулы, поскольку я люблю ездить на Север, а там в это время довольно темно. В этом году выбор пал на сопки Кандалакши, там есть хотя бы двухчасовой день (и плюс несколько часов светлых сумерек, т.е. фактически с 10 до 16 можно обходиться без фонаря)

Надо сказать, что я не любитель леса. Для человека, выросшего в лесной зоне, лес - нечто слишком обыденное. Зачем ехать куда-то вдаль ради лесного похода, если леса и в Ленобласти более чем достаточно? А сопки казались интересными именно потому, что значительная их часть свободна от леса. Граница лесной зоны проходит примерно на высоте 400 м, а сопки высотой 500-700 м образуют целые хребты, почти лишенные растительности.

Изначально план и был такой - пройти от Колвицы до Кандалакши по верхушкам хребтов. Ночевать тоже хотелось по возможности выше леса, в том числе для тестирования снаряжения и своих скилов. Да и просто так интереснее. Даже родился красивый трек на 60-70 км, который предполагалось пройти за 5,5 дней. Но реальность показала, насколько этот план был утопичен. Мало что из задуманного удалось сделать, но тем не менее поход всем понравился и оставил кучу впечатлений.

Первый вечер

2-го января днем мы приехали в Кандалакшу. Оттуда нас подбросили на такси до Колвицы (такси заказывали в «Колвице-Тур» http://www.kolvica.ru/, очень понравилось). Движение по маршруту начали около 17:30, было уже совсем темно. Сначала шли по раскатанной снегоходной дороге. В 19:50 дошли до незамерзшей речки Тикши и встали лагерем на ее берегу. Вскоре вышла Луна, она очень ярко освещала все вокруг.

Был штиль (как и все время, что мы были в лесу), температура вечером -3, ночью -7

3-е января

Прошли по буранке еще около 7 км, потом она ушла на восток, а нам надо было на север, к сопке. Немного потропили по полузаросшей дороге, затем началась чаща. Тут и поплыли наши планы, оказалось, что идти по лесу - очень медленно, а в темноте и вовсе малореально. Тем более что на пути часто встречались небольшие подъемы и спуски.

До нас неделю стояли морозы -25, но почему-то ручьи не замерзли. Один из них Артем попробовал перепрыгнуть, но немного недопрыгнул и намочил лыжи. Этот ручей мы перешли в другом месте по снежному мосту, и в дальнейшем всегда старались найти какой-нибудь мостик.

Незамерзший ручей

При всей моей нелюбви к лесу конечно нельзя не признать, что выглядел он волшебно. Огромные снежные статуи, снежные арки, снежный ковер. Настоящее снежное царство, и это впечатление усиливалось частыми снегопадами. Особенно сильным был контраст с чахлым питерским снежком, там начало зимы совсем не задалось. Здесь же снег господствовал над всем, он был вверху и внизу, в палатке, на всех вещах, и даже ветки деревьев ломались под его весом.

Полярное Солнце

С наступлением темноты поставили лагерь. Луны в этот вечер не было, шел снег.

4-е января

Продолжили продираться через чащу. Ехали то вверх, то вниз. Затем начался крутой подъем, на который забирались "лесенкой". Тогда открылся вид на долину внизу.

Вскоре лес закончился, и мы наконец выбрались на свободу. Выше лесной зоны часто дуют ветра, поэтому вместо рыхлого снега там уже фирн. Можно даже ходить без лыж. Хотя иногда немного проваливаешься, ходить не сложно. А в лесу без лыж делать вообще нечего.

Нашли плоское место (на высоте около 530 м) и решили ставить лагерь пораньше. Ветер был и сейчас, несильный, наверно 8-10 м/с. Тем не менее его хватило, чтобы сломалась дуга у одной из наших палаток. Что и говорить, палатка оказалась не очень походящей для ветреных мест, и к тому же старой как мир (а я это не проконтролировал, положившись на опыт ребят). Мой Redfox  Explorer конечно стоял, не шелохнувшись. С собой были запасные элементы дуги, старую палатку отремонтировали, и на всякий случай как следует окопали.

Поздно вечером ветер стих, прояснилось. Вышла Луна, а на небе были миллионы звезд.
Температура вечером -11.

5-е января

Утром снова дул ветер, температура всего -8, но казалось довольно холодно. Вокруг был заиндевевший мир. Когда мы смотрели вниз на долину, казалось, что там должно все хрустеть от мороза. Очень люблю такие картины.

Собрали лагерь, оставили рюкзаки на месте стоянки и пошли покорять сопку.

Наш «Эльбрус»

Ребята шли на лыжах, а я пешком (пожалуй зря). Вообще мы конечно хотели покорить Баранью Иолгу - высшую точку хребта, но накануне не разобрались с картой, и я думал, что ближайшая сопка это она и есть. Оказалось, что нет, а до Б.И. дойти засветло уже не успеваем. Но мы не очень расстроились и поднялись на эту безымянную сопку высотой 707 м (высота Б.И. 785 м).

Когда мы были наверху, началась пурга и видимость стала ухудшаться. На спуске она ухудшилась еще больше. Я пешком спускался по прямой, шел по навигатору, но не узнавал рельеф. Да еще и какие-то следы лавин увидел справа от себя. До похода несколько человек предупреждали, что на сопках бывает лавиноопасность, несмотря на то, что они пологие. И вот да, могу подтвердить, следы лавины были. Наверно это была небольшая лавина, но вообще для трагического исхода много ведь и не надо. До похода мне на форуме скинули такую картинку

Вообще вероятность лавин на сопках все же не очень высока, но и некоторая внимательность лишней не будет.

Далее во время спуска я увидел внизу что-то движущееся, хотя ребята спустились немного позже меня. В общем чертовщина какая-то. Но как бы там ни было, мы собрались у рюкзаков, перевели дух и стали спускаться в зону леса (все были не против побыть на хребте еще какое-то время и сходить на Б.И., но старая палатка могла этого не пережить).

Спускались при плохой видимости, спасал только навигатор. Решили вернуться по своим следам и теперь шли по вчерашнему треку. Когда дошли до леса, стало абсолютно тихо. Интересно, в тамошнем лесу вообще бывает ветер?

Фото А.Карначева

Вечером шел снег, температура -6.

6-е января

Артем решил нас покинуть, т.к. у него были дела дома, а все самое интересное в походе уже закончилось. Он ушел рано утром в Колвицу, а нам с Сашей спешить было некуда, были билеты на 8-е число. Поэтому вышли поздно, в 12:30. В этот день началась оттепель. У нас с Сашей к пластику почти не липло, но скольжение было плохое. У Артема лыжи деревянные. Мы шли по его следам и, когда дошли до буранки, увидели, что он пошел пешком. Видимо подлип у него был адский.

Поборовшись с сырым снегом, решили не упорствовать и с наступлением темноты встали на ночевку. Заодно отпал вопрос "куда девать завтрашний день".

Вечером уже надоевший снегопад и -1.

7-е января

Нет ничего хуже, чем оттепель в зимнем походе. За последние две ночевки у нас вымокло все. Не было ни одной сухой вещи, только кое-что из одежды удавалось временно высушить на себе. Поэтому и рюкзак не становился легче. На старте у меня было 27,5 кг, а к концу похода по ощущениям стало даже больше. От сырости сильно прибавили в весе палатка, спальник и даже пуховка.

Однако скольжение стало получше. Хоть и тепло, но нет такой большой влажности как вчера. Тогда казалось, что влага буквально висит в воздухе. А сегодня мы с удовольствием добежали до Колвицы. И оттуда нам повезло подкинуться на попутной машине до Кандалакши. Осталось только переждать ночь на вокзале до своего поезда. При этом удалось там неплохо просушить вещи.

Заключение

Настоящая зима в лесу - это очень красиво, стоит хотя бы раз увидеть.
Для меня поход был отчасти тренировочным перед путешествиями в безлесных районах, поэтому дарами леса мы не пользовались. Только созерцали и иногда спотыкались об него. Ни одного костра не развели, весь поход прошли на бензине.

Изюминкой похода конечно стала ночевка на хребте и подъем на сопку. Хотя вероятно по мнению большинства туристов такая садомазо-ночевка была нелогичной, но нам она понравилась и запомнилась.