Northern and mountain travels
Пятница, 22.11.2024, 14:47
Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

О факторе риска

В экстремальном аутдоре периодически уходят люди... В прошедшем 2017-ом году ушли два человека мировой величины - Ули Штек и Валерий Розов. Конечно это спровоцировало бурные обсуждения в сети. Да и по предыдущим годам помню дискуссии подобного рода в случае трагедий. Мне и самому бесконечно печально, что этих людей больше нет. Но при этом многие комментарии мне кажутся неприемлемыми. В темах, посвященных гибели людей, спорить о риске неуместно, поэтому хочу высказаться здесь.

Мне кажется, что в современном мире совершенно перестали ценить такое качество как смелость. Подавляющее большинство людей считает смелость глупостью. Как будто главная цель - получше устроиться в жизни. А ведь совершая смелые поступки, можно как-то себе навредить. Значит это глупо. Многие также пытаются исказить понятие смелости. Мол смелые поступки - это те, которые имеют социальную значимость, например спасение кого-либо. А без социальной значимости - это все та же глупость. Нет, друзья, смелость - это преодоление страха. Точка.

Помню в школьные годы читал рассказ про мальчика, который ходил ночью в лес, или через реку по бревну, чтобы тренировать волю. Почему-то в нашем детстве это не казалось странным. Теперь же наверняка его посчитали бы дураком. Что происходит с человечеством?

Не буду утверждать, что в полной мере обладаю таким качеством как смелость. Наоборот, у меня ее явно недостаточно. Но эту ситуацию можно изменить, и я прилагаю к этому все усилия. При этом мне кажется, что прилагать усилия - вообще не модно в наши дни. Люди пытаются все вопросы решить с помощью мысли. Они придумывают роботов, чтобы те выполняли за них работу. Технический прогресс конечно полезен, но вот в других областях это неуместно. Однако и в сфере духа люди пытаются выкрутиться с помощью мысли. Вот и рождается гениальный ход - то, что не имеет социальной значимости, глупо. Придумали и успокоились, можно больше ничего не делать.

А ведь только смелость дает свободу. И все равно будут рождаться люди, которые интуитивно это чувствуют. И если общество будет запрещать заниматься опасными вещами, они все равно найдут выход, только это будет еще более трагично. Таким образом, например, становятся зацеперами или лезут в шахты лифтов. Это естественный протест человека против бесконечных надписей "Там опасно, не ходи туда". Опасно - не есть плохо. Опасно означает, что либо надо усилить внимание, либо нужна специальная подготовка. Поэтому я не оправдываю зацеперов, ибо подготовкой там не пахнет. Просто поясняю, что если общество будет требовать от человека быть трусом, то всегда будут появляться подобные формы протеста.

Лучше всего об смелости писали древние самураи:

Подлинно смелый человек всегда безмятежен, его никогда нельзя застать врасплох, ничто не способно нарушить уравновешенность его духа. Он остается хладнокровным в разгаре битвы, в любых несчастьях он сохраняет ясность ума. Землетрясения не затрагивают его, и он смееется во время бури.
Мы восхищаемся как подлинно великим именно тем человеком, который сохраняет самообладание даже в смертельной опасности; тем, кто способен сочинять стихи в условиях наивысшей угрозы или распевать песни перед лицом смерти.
(Инадзо Нитобэ)


Те, кто цепляются за жизнь, умирают, а те, кто бросают вызов смерти, живут. Самое главное - это осознание. Всмотрись в свое сознание и укрепись в нем, и тогда поймешь, что в тебе есть что-то, что выше рождения и смерти, что в огне не горит и в воде не тонет.
(Уэсуги Кэншин)


Если воин привязан к жизни и смерти, он ничего не стоит. Непривязанность к жизни и смерти позволяет человеку свершить все, что он решит.
(Ямамото Цунэтомо)


Мне философия самураев кажется наиболее адекватным взглядом на мир. Уже много лет она является для меня основным источником сил. При этом надо отметить, что резко порицая трусость, самураи не менее резко порицали легкомыслие. Если человек не боится смерти, это не значит, что он должен идти в горы неподготовленным, или, например, ходить без каски. Ведь подобное легкомыслие может помешать ему свершить то, что он хочет или должен. Отказываться же от свершений совсем, потому что они опасны - трусость. Я конечно не имею в виду случаи, когда отказываются от восхождения из-за сложных условий. Я говорю о ситуации, когда человек вообще бросает экстрим только потому что это опасно. Это не значит, что каждый должен заниматься каким-либо экстримом. Нет, конечно. Ведь не у каждого есть такое желание. Но каждый должен стараться воспитывать в себе бесстрашие, не важно в чем оно будет проявляться. Да и не важно будет ли вообще проявляться, оно просто должно быть.

В обсуждениях трагедий даже на уважаемом Риске некоторые пользователи пишут, что альпинизм - опасное для общества явление. Дорогие, что такое общество? Это не живое существо, это просто совокупность отдельных людей. Кому конкретно из этих людей могут повредить альпинисты? Однако некоторые люди любят говорить от лица "общества", хотя обычно за этим стоит только желание навязать всем свою систему ценностей.

Вы в самом деле считаете, что выживание человека как биологического вида это задача номер один? А что именно будет представлять из себя этот вид - это неважно? А что если человек полностью выродится и станет жалким существом? Думаю это неизбежно произойдет, если он забудет о том, что есть вещи более ценные чем жизнь. Такие как достоинство, гордость, честь. А ведь когда-то люди хорошо это знали. Как-то попалось на глаза старинное объявление:

«Требуются люди для участия в рискованном путешествии. Маленькое жалованье, пронизывающий холод, долгие месяцы полной темноты, постоянная опасность, благополучное возвращение сомнительно. В случае успеха — честь и признание.»
Объявление в газете Сэра Эрнеста Генри Шеклтона, в поисках участников первой трансантарктической экспедиции, 1914 год

Много ли нашлось бы желающих в наши дни? Конечно нет, ведь по современным понятиям глупо в таком участвовать.

Уход таких людей, как Валерий Розов и Ули Штек, кажется трагедией именно потому что это были великие люди, которые смогли воспитать в себе высочайший уровень смелости. Причем смелости без легкомыслия. Если бы они занимались чем-то другим, возможно они были бы живы, но это были бы уже не они. Я считал бы честью уйти из жизни в бою, подобно им. Хотя конечно в каждом походе или восхождении, а также во время их подготовки прилагаю все усилия для их успешного завершения.

Часто также говорят об эгоизме экстремалов, мол они не думают о своих близких. Извните, а разве они насильно тащат своих близких к вершинам или в тундру? Разве они засталяют близких мерзнуть, срываться и т.д.? Близкие сидят в теплой квартире и вообще живут так как считают нужным. Почему же экстремал не имеет права решать, как ему построить свою жизнь? Со стороны близких не является ли эгоизмом требовать от него отказаться от любимого дела? Всем близким экстремалов хотелось бы пожелать прежде всего силы, стойкости и бесстрашия. Вечно не будет жить никто.


Пока не знаю, как сделать здесь возможность добавлять комментарии. Понимаю, что тема спорная, и если вы в чем-то не согласны, пишите на почту. Я скопирую ваше письмо на эту страницу и отвечу на него.

Copyright Alexey Trubetskoy © 2024
Сайт управляется системой uCoz