Northern and mountain travels

Пользователей: 0

Снега Килписъярви

Вступление

Зима – самое время для путешествий, и я стараюсь использовать каждую возможность. Недавно, на новогодних каникулах был поход к сопкам Кандалакши, а теперь удалось еще раз вырваться ненадолго. Местом действия на этот раз выбран район Kilpisjarvi. Вообще большинство моих походов проходят в Европе. У нас в стране много интересных мест, но как правило до них сложно добраться (да и не дорос я еще до соло по Таймыру). Есть также Кольский полуостров с простой заброской, но он уже весь исхожен и по нему можно найти уйму отчетов. А Европу некоторые считают чуть ли не парком, и конечно даже ее полярная часть тоже порядком исхожена, но при этом о ней ничего неизвестно. Не пишут отчетов финны и норвежцы (либо я не могу найти и прочитать эти отчеты). Вот и получается забавная ситуация, что отправляясь в поход в европейское Заполярье, чувствуешь себя почти «первооткрывателем» smile

Дома я сочинил красивый маршрут, глядя только в гугло-карты

При этом о местных условиях в январе не было известно ничего. Разве что архивы погоды подробно изучил. Но архивы есть только по Kilpisjarvi, а что происходит выше лесной зоны? Сколько там снега, какой он? Что там с температурами, ветрами, лавиноопасностью? Узнать все это мне было гораздо интереснее, чем пройти маршрут как таковой.

Забегая вперед, скажу, что пройти задуманный маршрут совсем не получилось, а итоговый трек был более скромным

но поход от этого не стал менее интересным.

Заброска

Заброска хоть и проще, чем на Таймыр, но все же довольно нудная. Выехал из Питера 24.01 на автобусе Совавто в 8:40 утра. Вечером в Хельсинки пересел на поезд и утром был в Рованиеми (там проходит Полярный круг). В 8 утра отправился на автобусе далее на север, в Kilpisjarvi, туда автобус прибывает в 16:15. После автобуса перепаковал по-походному вещи, было уже около 18 часов, совсем темно. Проехал 1,5 км по озеру рядом с берегом и поставил первый лагерь.

Вечером было неплохое северное сияние, правда оно было первое и последнее за поход. Сначала через все небо протянулась зеленая полоса средней яркости, затем откуда-то сбоку начали выползать яркие светлые полоски, которые двигались прямо на глазах. Жаль, что мой фотоаппарат не умеет это фотографировать.

1-ый день, 26 января

Утром тепло, всего -7°С и штиль.

Собрал лагерь и попробовал выйти на маршрут. Трек начинался километра на 3 севернее, чем находится автобусная остановка. И я подумал, что лучше уйти сразу от берега и пойти по диагонали к треку, чтобы срезать расстояние. Но пройдя немного, почему-то оказался в луже воды.

Лед на озере конечно толстый, все-таки морозы в этом краю стоят неплохие. Более того, по озеру часто гоняют снегоходы. Но почему-то поверх основного слоя льда оказалась вода. Возможно это последствия недавней кратковременной оттепели, не знаю. Поверх воды вновь образовался лед, но он еще тонкий и в какой-то момент начинает проваливаться. Таким образом, полностью утонуть там невозможно, но ноги промочить можно. А уж как к лыжам этот мокрый снег липнет! Лыжи у меня пластиковые, но очистить их после такой ванны можно было только вручную и весьма потрудившись (очищал одну лыжу кантом другой).

Одни словом, идти по такой сырости нереально. Вернулся к берегу, там по льду шел снегоходный след, и на нем было сухо. Прошел 3 км вдоль берега и вышел на планируемый трек. Там шли старые снегоходные следы в нужном мне направлении вглубь озера. Я уж было решил, что теперь все будет хорошо, и наверно та вода была локальным явлением.  Прошел километр, но опять уперся в воду! Видимо снегоходам она не мешает, но я не могу там пройти. Чтобы лучше следить за обстановкой, я снял кольцо с одной лыжной палки (возможность их снимать – весьма удобная опция) и пробивал ей снег. Но постепенно успокоился, стал пробивать не так старательно, поэтому пропустил начало сырости и опять намочил лыжи. Снова пришлось снимать их и нудно чистить.

Попробовал пробиться направо к берегу, но и тут оказалась вода. Оставалось только вернуться к тому берегу, с которого я стартовал. При этом посмотрел карту, и оказалось, что знаменитая финская тропа Kalottireitti огибает с севера ближайшие сопки и затем выходит на мой маршрут. Решил по суше дойти до начала тропы и дальше идти по ней. Аккуратно добрался по льду до северо-западной оконечности озера, лыжи удалось больше не мочить. Однако на берегу все оказалось сложнее. Начало тропы находится в лесу. Хотя он весьма жиденький и в основном состоит из корявых невысоких березок, но снег в нем глубокий и рыхлый, березы часто ветками перекрывают дорогу даже на самой тропе. В общем идти весьма затруднительно, особенно с волокушами. Это я понял уже после первых трехсот метров. Начинались сумерки, и, перейдя по мостику ручей, недалеко от начала тропы, я поставил лагерь. Из ручья брал воду, не пришлось топить снег. Сам ручей выглядел очень живописно.

Видимо он никогда не замерзает, несмотря на 30-градусные морозы.
А именно такой мороз и случился в эту ночь. Вечером было -23, но ночью я чувствовал, что мне как-то прохладно, и утром на градуснике уже было -30.

2-ой день, 27 января

Утром вышло Солнце, но мороз не ослабевает.

В виду сложных дорожных условий, решил пока сделать радиалку на ближайшую сопку. Для этого надо было пройти пару километров по Kalottireitti, затем в сторону уходила отдельная тропа на вершину сопки Pikku-Malla. Со стороны озера сопка имела более крутые склоны

А ее западная часть была пологой.

По тропе я пробивался долго и с трудом, все же не люблю я по лесу ходить. Сама тропа еле угадывалась, при этом временами на ней встречались какие-то лыжные и пешие следы. Я шел по ним, думая, что они ведут по тропе. Но глядя через какое-то время в навигатор, видел, что с тропы я уже совсем ушел. Приходилось возвращаться к ней через заросли. Да и сама тропа тоже весьма заросшая, как мне показалось. После этой радиалки я понял, что по тропе на маршрут выйти не смогу. Пройти при желании конечно можно даже с волокушами, но это заняло бы слишком много времени. Я рассчитывал на 7-10 дней, при моих скоростях большую часть этих дней я бы провел в лесу, чего мне совсем не хотелось.

Сейчас же, налегке, я относительно быстро выбрался из леса и стал подниматься по склону сопки. Выше леса снега меньше и он хорошо спрессован, идти гораздо приятнее. Самая верхняя часть сопки хорошо обдувается, поэтому снега там уже совсем мало. Последние 100 м по высоте было удобнее пройти без лыж.

Это вид с вершины в сторону Сааны

А это вид на запад, в сторону точки пересечения трех границ Финляндии, Норвегии и Швеции (если бы удалось пройти по этому треку, я побывал бы в этой точке, которая считается местной достопримечательностью)

На вершине было всего -15°С. Светило Солнце, но вряд ли дело в этом. Мне кажется, что тут скорее наблюдалась температурная инверсия (когда внизу холоднее, чем наверху), которая нередко встречается на севере. Вот этот туман, заполнивший долины, даже на вид выглядит холоднее.

Вечером у ручья температура еще понизилась. Здесь я запечатлел -30°С, но позже видел -33 и уж не стал заново фотоаппарат вытаскивать.

Горелка зажглась только с 3-го раза, но хорошо, что хоть так. В целом было конечно прохладно, но не мучительно. Хотя это моя первая ночевка при такой температуре без печки. Пожалуй единственная сложность морозных походов в том, что чем ниже температура, тем медленнее все происходит. Прежде всего потому что не все действия можно делать в перчатках, а с понижением температуры сокращается время работы с открытыми руками, и соответственно возрастает время их последующего отогревания. Да и в тонких поларовых перчатках руки начинают мерзнуть, тоже периодически отогревать приходится. Короткий световой день тоже конечно мешает. Поэтому забегая вперед, скажу, что в походе дневные пробеги получились гораздо меньше, чем я ожидал – около 8 км. Но как это оптимизировать, пока не знаю. Разве что спать меньше, но я итак не валялся по полдня. Если же я вставал в 9:30, то затем ложился только около 22 часов. Все время в промежутке было занято или вечерними и утренними лагерными работами, или ходьбой. Длительных отдыхов не было, да и как поотдыхаешь на морозе. Даже больших привалов не было по пути – только стоя чай пил. Правда делаю много мелких остановок пофотографировать, но это я не согласен из похода выбросить.

3-ий день, 28 января

За ночь небо затянуло облаками и потеплело. Утром было -17°С.

Ночью я накрывался пуховкой поверх спальника, теперь считаю это дурной практикой. Когда ночью было -30, вроде это было не лишним. При этом точка замерзания была где-то под внешним спальником (в походе я два спальника использовал). Но когда ночью потеплело (а ведь никогда заранее не знаешь, когда это произойдет), точка замерзания сместилась в пуховку и она стала собирать конденсат. Спальник под ней был теплый и сухой, а сама пуховка заметно потяжелела и уменьшилась в объеме. И ведь до конца похода это не исправишь. Спальник-то синтетический, ему проще. Так что в дальнейшем я хранил ночью пуховку в тамбуре, собираюсь так делать и в будущих походах. При минусовой температуре там для нее самое безопасное место.

Что касается будущих планов, то, убедившись в нецелесообразности движения по Kalottireitti, я решил отправиться в сторону Сааны (священной горы саамов) и, пользуясь случаем, на нее подняться. А то я уже 2 раза проезжал мимо в велопоходах, но не доходили руки выделить время на эту гору. А ведь она все-таки является главной достопримечательностью района.

Опять с трудом пробрался через лес к шоссе, а дальше мне повезло. После шоссе надо пройти еще около километра леса, но там была широкая снегоходная дорога, по ней я этот лес быстро проскочил. Дорога была с набором высоты и вела на плато высотой около 600 м над у.м., где леса уже не бывает, только изредка встречаются отдельные деревья.

Пройдя немного в сторону Сааны, я поставил палатку. Выше леса снега мало, т.к. его сдувает. Местами он есть, но такой жесткий, что даже палкой не пробивается. Относительно мягкий слой снега только в небольших низинах, в одной из них я и разбил лагерь. Люблю ночевать в таких безжизненных пустынях.

Оставался час светлого времени, и еще где-то полчаса сумерек. И я подумал, что можно успеть зайти на гору сегодня. Лагерь на 600 м, вершина – около тысячи. Разве за час не наберу 400 м? Но я недооценил длину горы. Она пологая (с одной стороны) и очень длинная. От лагеря, который стоял почти у подножия, до вершины примерно 3,5 км по горизонтали. Я дошел до высоты 950 м, но до вершины было еще долго, стало ясно, что до темноты не успею. Можно зайти и в темноте, с фонариком и навигатором не пропадешь, но это не так интересно, ведь ничего не будет видно. Решил спускаться. Виды на спуске были просто какие-то сюрреалистичные, в красноватых закатных оттенках

Успел спуститься, не надевая фонарик. Хотя уже были глубокие сумерки, но камни на снегу достаточно хорошо были видны. В лагере был в 18 часов.

Вечером внизу -12°С. После -30°С мне кажется совсем тепло, хотя капля, скатывающаяся по термосу, замерзает за полминуты.

На плато был легкий ветер. А наверху ветер был приличный, похоже там дует всегда, поэтому на склонах совсем мало снега. На гору я ходил совсем без лыж.

4-ый день, 29 января

Пара утренних фото лагеря

Поднялся на Саану! Погода примерно как вчера, умеренный минус, внизу слабый ветер, наверху хороший. На спуске ветер еще усилился до 18 м/с (измерял анемометром). Хорошо, что на спуске он попутный, а вот подниматься против ветра приходится в маске