Северный и горный аутдор
Суббота, 17.11.2018, 20:51
Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

В краю Белого безмолвия

В начало

Повернув к Инари, я оказался на шоссе Е75. Условия здесь были гораздо хуже – асфальт почти совсем пропал, а машин стало немного больше (хотя по-прежнему мало).

Мне очень хотелось в этот день доехать до участка, где нет леса, но он все никак не заканчивался. В итоге лагерь я начал ставить позже, чем обычно. Повезло, что нашел снегоходную дорогу, которая выдерживала вес палатки. Таким образом, можно было опять не копать яму.

Хотя глубина снега, как обычно, была внушительной.

В зимних походах важно не слишком уставать за день, лучше немного умерить спортивный азарт. От усталости очень зависит морозоустойчивость. Хотя пробег в этот день был такой же, как и раньше, но видимо из-за сложных дорожных условий я устал больше и вечером ощущал холод, в то время как градусник в палатке показывал жалкие -6°С.

2 апреля

55,4 км (средняя 8,7 км/ч)

Погода: штиль, малооблачно

В 6 утра в палатке было -21°С, а к 8:30 температура внутри поднялась до -11°С. Собрался и поехал на поиски тундры. Ехал и все ждал, когда же закончится лес, но этого так и не произошло. Видимо в сентябре на фоне темной земли карликовые деревья были просто незаметны. Наверно тогда нам показались безлесной тундрой примерно эти места:

Но на снегу вся эта карликовая растительность прекрасно видна, увы. Ехать по льду поначалу было непросто, но затем стали появляться снежные участки. Там льда фактически не было, а вся дорога (или только обочина) была покрыта спрессованным снегом. Сначала я ехал по нему аккуратно, но потом понял, что на нем шипы держат отлично. Так что немалую часть пути в этот день удалось проехать спокойно, хотя конечно накат на снегу не такой как на асфальте.


Снежная обочина


Финские просторы

Поскольку настоящей тундры я не дождался (а я бы там обязательно ночевку сделал), то за день доехал почти до Кааманена (Kaamanen). Остановился на ночь километрах в четырех от него, на маленьком озерце. Вечерь был тихий и опять очень морозный. Ночью в палатке опять было -22°С.

3 апреля

Около 30 км

Погода: потепление, облачно, сильный южный ветер (встречный)

К утру температура поднялась до -5°С, но начался сильный ветер. По ощущениям стало как-то даже холоднее. -15°С в сочетании со штилем переносится проще. Ветер был конечно не штормовой, но разок у меня даже палатку сдуло и пронесло метров пятнадцать. Правда я за ней не очень следил. Во-первых, именно потому что ветер не штормовой, во-вторых, в лесной зоне все равно далеко не улетит. То ли дело в открытой тундре. Здесь же у меня более-менее далеко улетел только пакет, но и то я нашел его в кустах на берегу, когда уходил из лагеря, и забрал с собой.

После Кааманена начался почти чистый асфальт, но ехалось в этот день тяжеловато. Мешал встречный ветер, вокруг был скучный лес, а также было осознание того, что все интересное в этом походе уже позади. Сейчас же нужно было только доехать до Инари, где можно сесть на автобус.

Кое-как докрутил до Инари, было еще не поздно, успел зайти в магазин. Предыдущие дни я конечно ехал автономно. Более того, выезжая из Питера, я предполагал вариант более длинного маршрута (либо каких-то затруднений на маршруте), поэтому еду брал с запасом и у меня еще довольно много осталось. Пошел в магазин за йогуртом и вообще, чтобы время скоротать. Автобус мой был только на следующий день, и мне нужно было тут переночевать. В навигаторе у меня были отмечены лааву, одна прямо в городе и несколько неподалеку. Нашел городскую, но там было грязновато. Можно было остаться, но решил еще хотя бы одну поискать. Ближайшая загородная лааву оказалась гораздо лучше, и главное там был туалет. Температура уже была около нуля, и я без проблем переночевал прямо на скамейке под навесом.

На следующий день сел в автобус, к вечеру был в Рованиеми. Далее поезд, Хельсинки, Люкс-Экспресс. И наконец, 5-го апреля поздно вечером я был уже дома.

Заключение

Поход конечно получился очень полезный в плане приобретения опыта. Теперь знаю, как переносятся температуры, которые случались в эти дни. А также знаю, что творится в полярной Европе в начале весны, и какие там ожидают сложности. Было протестировано кое-какое новое снаряжение, в частности палатка и спальник. Проехал отрезок от Карасйока до Утсйоки, который не ездил ранее.

Однако большое разочарование осталось от того, что я так и не выехал на снежные просторы, где нет совсем никакой растительности. Есть у меня слабость к таким пейзажам – чем более они безжизненны, тем более инопланетно выглядят. Вот, например, снимок веб-камеры на шоссе 98, севернее Танабру:

Сейчас конечно считаю ошибочным решение повернуть от Утсйоки на юг, а не к Танабру. Планирую на ближайшую весну новый поход, в котором обязательно исправлю этот промах и доберусь до настоящей тундры.

Заметки о снаряжении

Начну с жилья. Новая палатка Redfox Explorer оставила очень положительное впечатление. Только показалось, что зимой вдвоем там было бы тесновато. Но на одного просто отлично. К сожалению, не удалось ее проверить в условиях штормового ветра, но ее ветроустойчивость сомнения итак не вызывает (судя по отзывам, а также характеристикам дуг). Несмотря на сильный мороз, конденсата было не очень много. А конденсат – единственный минус этой палатки, который мне встречался в отзывах.

Под палатку я стелил велочехол и кусок тайвека (Tyvek). Тайвек вообще считаю очень полезной вещью. Он легкий, не промокает и с трудом прокалывается. Только вот при сильном ветре с ним возиться сложно (разве что класть внутрь палатки), но у меня ветреных дней не было. Внутри палатки лежало сплавовское термоодеяло (надеюсь, оно в какой-то степени отражает тепло и не дает ему уходить вниз), обычная пенка толщиной в 1 см и надувной укороченный коврик. Под ноги, куда не хватало длины коврика, я складывал неиспользуемую одежду.

Спальник Marmot Trestles 0 был не очень рассчитан на такие температуры, но я ложился спать тепло одетым – пуховые носки, утепленные штаны, утепленная жилетка и флисовая кофта. В такой амуниции я совсем не мерз. В общем спальник понравился, но это было первое его использование. А в отзывах часто встречаются жалобы на недолговечность утеплителя. Так что посмотрим, как он поведет себя в будущем.

Весьма пригодились маленькие свечки, которые я жег в палатке. У меня ведь костров в походе не бывает, а от свечки можно хоть руки погреть и вообще как-то веселее.

Горелка газовая Optimus Vega – очень удобная и экономная, предусмотрено использование газового баллона и в обычном состоянии, и в перевернутом, что позволяет выжигать его без остатка. За поход истратил 1,5 баллона по 450 грамм. Первый баллон я начал расходовать еще вечером в Рованиеми во время заброски, а дожег его утром у Кааманена. То есть, если быть точным, то второй баллон израсходовал не на половину, а меньше.

Радиаторный котелок Fire Maple на 1 литр – был у меня для кипячения воды, но если я варил лапшу с приправами, то тоже в нем. Последующая порция кипятка для чая содержала остатки приправ, но мне такие нюансы не мешают (мыть же просто лень). Готовил я всегда на улице, начитавшись про повышенное выделение СО радиаторными котелками.

Термос Tiger на 1 литр тепло держит достаточно хорошо. Кроме него был полулитровый китайский термос, который выпивался первым. Был еще широкий суповой термос «Сплав», в нем удобно замачивать хлопья. Обычно я в нем еще везу замоченные кипятком хлопья на обед, но в этом походе ходовой день был слишком коротким, а делать привалы было слишком неудобно, поэтому эту функцию не использовал. То есть обходился без обедов, только мелкими перекусами.

Теперь про одежду. Ботинки Salomon Elbrus WP оказались в самый раз. И не жарко, и не холодно. Внутрь надевал тонкий носок, отводящий влагу, а потом еще толстый синтетический (Mund K2). Внутри ботинки вроде не очень отсырели, по утрам тоже нормально одевались. К ботинкам одевал укороченные гортексовые гамаши, сработали хорошо, изнутри мало обледеневали. Вообще теперь думаю, что гамаши до колена всегда избыточны, до середины голени более чем достаточно. А полноразмерные гамаши – это лишний вес и лишний конденсат.

На ногах было зимнее термобелье и сверху утепленный софтшелл (не виндстоппер, а обычный безмембранный). По ощущениям это было идеальное сочетание для такой погоды. Только для вечерних морозов этого не хватило бы. К счастью, я взял с собой купленные накануне в Окее самые простецкие зимние штаны на синтепоне. А еще сомневался брать или нет. Да что бы я без них там делал? Эти штаны хочется похвалить чуть ли не больше всего, т.к. от крайне дешевой вещи (около 900р) я не ожидал такой функциональности. Они очень легкие, очень компактные (хорошо сжимаются, но в расправленном состоянии довольно толстые) и отлично греют. Один только минус – не самосбросы, но иногда лучше лишний раз снять ботинки, чем покупать самосбросы, которые стоят в 15 раз дороже.

Сверху было опять же зимнее термобелье, утепленная жилетка, флис и штормовка Druft (с мембраной eVent) из Сплава. Эта штормовка как будто специально сделана для зимы, у нее просторный крой, поэтому под нее можно много чего поддеть. До этого у меня были другие штормовки, но практически у всех была проблема с поддеванием нужного количества одежды.

Перчатки у меня были средней утепленности и совсем теплые. Так вот, самые теплые почти не понадобились. Все же днем было не настолько холодно. А в лагере хозяйственные дела приходилось делать и вовсе без перчаток.

Велосипед – старый испытанный Cube Race Ltd 2012. К этому походу было собрано новое заднее колесо: втулка Shimano XT M756A, спицы Sapim Leader, обод AlexRims SX44. Багажник Tubus Cosmo, наконец-то удалось его раздобыть. Покрышки Schwalbe Marathon Winter. Перед походом была заменена цепь и каретка. Сравнительно недавно менялась кассета. Остальное пока стоит родное.

Велорюкзак Aldica-90 (превосходно, очень удобный рюкзак, особенно удобно крепление багажа снаружи)

Навигатор Garmin Oregon 450 работал на аккумуляторах Ladda (куплены в Икее). Очень живучие, несмотря на мороз. Для навигатора нужно две штуки. Одну пару я посадил полностью, вторую пару не успел до конца использовать. Навигатор был всегда включен во время движения.

Питание: разнообразные хлопья (овсяные, рисовые, гречневые, пшенные, кукурузные), BCAA в таблетках, смесь изюма и арахиса, шоколад, козинаки, гематоген, сыр, сухое молоко, разное печенье, разные сухие приправы (перец, сушеный лук и чеснок и т.д.)

Copyright Alexey Trubetskoy © 2018
Сайт управляется системой uCoz