Ничего, кроме снега
Даты: 23 – 28 марта 2019 г.
Километраж: около 145 км
Участники: Трубецкой Алексей
В марте 2019 наконец удалось реализовать давнюю мечту – посмотреть как выглядит тундра до начала снеготаяния, когда там нет ничего, кроме снега.
Два года назад попытка не удалась, год назад совсем не получилось поехать. За три недели до этого похода была еще попытка, но я ехал от Карасйока слишком медленно и понял, что не успею пройти маршрут. Пришлось вернуться. Но вот ближе к концу месяца снова удалось вырваться на неделю. В этот раз стартовал из другой точки и наконец доехал до тех мест, которые хотел посмотреть.
Точкой старта в этот раз был норвежский поселок Танабру. Район действия находится здесь
Более подробно трек выглядит так
Трек получился линейный – стартовал из Танабру, доехал до тундрового плато и вернулся обратно той же дорогой. В Танабру я побывал уже кажется в шестой раз, но прежде это было в другое время года – в сентябре или мае. Интересно было увидеть знакомые места в более зимнем варианте. В поход я часто беру что-то почитать (не целую книгу, слишком тяжелая, а распечатку нескольких страниц). Люблю брать Наоми Уэмуру «Один на один с Севером», хочется привести цитату оттуда: «Наконец-то я вернулся. Вернулся один в этот ледяной и холодный, суровый и все же удивительно дорогой мне мир.»
Автобус пришел в Танабру в ночь с 22 на 23-е марта. Я отъехал от поселка киломера на три и поставил палатку. Вдоль реки везде растут деревья, много рыхлого снега, поэтому возиться с лагерем весьма затруднительно. Снегоступов у меня с собой не было, и без них груза хватает. Но если натоптать тропинки, получается удобно, разве что времени много занимает. Вид лагеря на следующее утро
23 марта
Утром, собрав лагерь, поехал вдоль реки Таны на север. Погода была пожалуй слишком теплая, возможно даже небольшой плюс. Весна в этом году выдалась ранняя, обычно бывает холоднее. Два года назад в самых последних числах марта ночью доходило до -30°C. В этот же раз сырой снег несколько напрягал, от соприкосновения с ним все быстро отсыревало.
Был штиль. На дороге уже в основном асфальт. Скучноватое начало дня – равнина с кривыми северными березками и грязная весенняя дорога. Но после обеда доехал да фьордов, и стало конечно интереснее. Дорога после выхода к морю становится очень рельефной, все время вверх или вниз. Это небольшое озеро, находящееся на возвышении
В подъем на тяжелом фэтбайке у меня не получалось ехать, только пешком. Вниз ехал на тормозах, т.к. здесь уже асфальт был чаще обледенелым, а то и вовсе скрыт подо льдом и снегом. В общем, как и в прошлый раз, скорость оставляла желать лучшего. За день успел проехать только 45 км. Лагерь поставил на берегу фьорда, в очень красивом месте. Это вид на следующее утро
Светает уже рано, даже не знаю во сколько. Просыпаюсь чуть раньше семи и уже совсем светло. Темнеет часов в 20-21. Если останавливаюсь в 18, то как раз успеваю до темноты сделать все в лагере.
24 марта
Воскресным утром 24-го на градуснике было -8°C, снег наконец перестал липнуть. Ясное небо, снег слепит, еду в альпинистских очках. В этот день предстоял подъем на плато. Подъем с уровня моря до трехсот с чем-то метров идет плавно и растянут на несколько километров. Это фото примерно с его середины
Растительность с высотой постепенно исчезает, открываются радующие глаз снежные просторы
Пока доехал до начала подъема, пока поднялся, уже и до вечера было недалеко. Место для лагеря выбрал на возвышении, перетаскал туда вещи и затолкал велик. Не очень логично делать лагерь наверху, но во-первых там более плотный снег, чем в низине, поэтому удобнее ходить. Во-вторых, у меня был довольно точный прогноз, и обещали свежий ветер, но не шторм. Как раз то, что надо, т.к. хотелось испытать ветроустойчивость палатки. Да и в целом само место очень понравилось. Выглядело это так
Хорошо, что остановился раньше чем обычно. Поскольку ветер все же обещали свежий, я построил невысокую стенку вокруг палатки. Наверно еще не набил руку, но времени это заняло порядочно. Даже снежная пила пригодилась. Снег был спресованный, но не каменный, можно было резать и лопатой, но такие ровные кирпичи ей не сделаешь.
Ночью действительно был свежий ветер со снегом, палатку немного замело
Вид на лагерь с небольшого плавного возвышения неподалеку
Количество дней у меня было ограничено, поэтому решил не тратить время на перенесения лагеря и в понедельник 25-го съездить просто покататься по плато, затем вернуться в лагерь, а на следующий день ехать обратно в Танабру.
25 марта
Днем было -5-7°C градусов, западный ветер 5-8 м/с. Солнечно, удивительные пейзажи, так что на фотографирование возможно ушло больше времени, чем на езду. До горизонта бескрайние снежные просторы, чем-то похоже на застывшее море. Виды нереальные, непривычные, почти инопланетные. Здесь действительно не было ничего, кроме снега. Мне очень нравится минималистичность и строгость снежных линий, очерчивающих холмы.
Попробовал поездить по целине. В целом есть перспективы. Правда поленился спускать и накачивать колеса, а для фэтбайка это ключевой момент. Давление в шинах очень влияет на проходимость. Чтобы ехать по рыхлой субстанции, колеса надо приспустить. Я же приспустил только переднее, но даже так местами получалось ехать как по асфальту. Вероятно если подойти к делу со всей серьезностью, то можно задумать веломаршрут и вне дороги.
Плато конечно не везде плоское, кое-где встречаются даже небольшие скалы, и это добавляет красоты
К вечеру вернулся в лагерь. Все было в порядке, только пришлось расчищать кухонный угол
26 марта
Ночью опять был снегопад, но ветер был тише, снег не сдувало, и все вокруг оказалось под снежным покрывалом. Стало просто фантастически красиво. К тому же в этот день была переменная облачность, и освещение постоянно менялось. Вот этот пейзаж мне показался лучшим за весь поход
Итак, утром 26-го выехал в сторону Танабру. Когда проснулся было солнечно, но пока собирался пошел снег. Решил немного переждать. Вскоре показалось солнце.
На спуске с плато есть высокие сопки, и я хотел подняться на одну из них. Но пока ехал к ним, опять начался сильный снегопад.
Я было расстроился, т.к. в таких условиях нет смысла подниматься, ничего не будет видно. Пока думал как быть, снег закончился. Вообще за весь день снегопад и солнце сменяли друг друга наверно раз 10. На самом деле для этого района типична частая смена погоды, я это и раньше замечал. Но в этот день она менялась просто калейдоскопически. На сопку все-таки поднялся (высота была около 400 м), на вершине ветер очень сильный. Хорошо, что у меня были треккинговые палки, без них было бы неудобно. Это вид на плато (не с самой вершины, а чуть ниже)
А это вид с вершины в сторону фьорда
Это пейзаж на спуске, просто понравился этот кадр, остатки деревьев придают какую-то сюрреалистичность
А это уже у фьордов, вид на противоположный берег
К вечеру вторника добрался до того же места, где ночевал три дня назад. Решил там и остановиться, удобно, что уже натоптаны все тропинки.
27 и 28 марта
Оставались последние 48 км до Танабру, решил неспешно ехать их два дня, т.к. следующий автобус был только в ночь на пятницу. По дороге надеялся подняться еще на одну сопку, около 500 м высотой, но в этот раз не повезло с погодой. Вообще четверг 28-го выдался не самым удачным. С утра шел очень мокрый снег, пережидал его в палатке
На влажность я не рассчитывал и в качестве штормовки взял авизент, а не мембранную куртку. Авизент прекрасен во всех отношениях, за исключением того, что воду совсем не держит. Немного прояснилось, приготовил завтрак и почти собрал вещи. Но тут пошел настоящий дождь, вот уж было неожиданно. К -30°C я был готов, а вот к дождям совсем нет. Так что еще часа три, если не больше, пришлось отсиживаться в палатке, пока он не закончился. После этого ни о какой сопке уже не было речи, и я поспешил в Танабру, пока было погодное окно.
Повезло, что вечер был ясный. Температура немного ушла в минус и опасность дождя миновала. До автобуса было еще долго, я достал пенку и спальник, лег и стал смотреть прекрасное яркое северное сияние. Когда оно закончилось подремал немного, а проснулся от того, что густыми хлопьями шел снег. Спрятался от него под навесом бензаколонки, прождал еще пару часов и в 4 утра сел на автобус.
Основное из снаряжения:
Велосипед Author Su-Mo
Багажник Tubus для фэтбайков
Покрышки Chaoyang шипованные (передняя 4.9, задняя 4.0, на зад шире не влезает)
Рюкзак Алдика-90
Палатка Redfox Explorer
Спальник Сивера Иночь и тонкое одеяло от Баска (этот комплект годится для -30°C, которых в этот раз не было)
Коврик надувной укороченный Trangoworld + обычная пенка 1,6 мм
Горелка Optimus Nova+
Котелок радиаторный Fire-Maple
Снежная пила MSR, снежная лопата
Не знаю, есть ли смысл описывать одежду, ведь сильных морозов не было, соответственно требования к ней оказались не очень большие. В целом подход стандартный: нижний слой – зимнее термобелье, затем флис, затем ветрозащита. В качестве утепления в лагере была куртка Bask Valdez, достаточно теплая, но на синтетическом утеплителе.
Очень важно иметь качественные солнечные очки. Особенно важно, чтобы они хорошо прилегали, и не было сильной засветки сбоку и снизу.
Более подробно снаряжение описано в предыдущих отчетах, в частности здесь и здесь